Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Искусство боевого полета

«Красная звезда», 30 марта 1944 года, смерть немецким оккупантамА.Семенов || «Красная звезда» №76, 30 марта 1944 года

Сегодня исполняется 25 лет со дня избрания М.И.Калинина на пост Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Боевой привет руководителю верховного органа Советского государства Михаилу Ивановичу Калинину!




# Все статьи за 30 марта 1944 года.



«Красная звезда», 30 марта 1944 года

В искусство боевого полета входит многое: виртуозное владение техникой пилотирования, грамотная эксплоатация материальной части, свежесть тактических приемов, точность огня и т.д. Каждый летчик-истребитель стремится к тому, чтобы увеличить счет своих воздушных побед. Стремление похвальное и вполне законное. Но эти победы не придут сами собой. Их нужно завоевывать, настойчиво повышая свое мастерство, поднимая на высшую ступень искусство боевого полета. Основываясь на личном опыте и ряде наблюдений, попытаемся вкратце коснуться некоторых вопросов боевого мастерства летчика-истребителя.

Рассматривая поведение летчика-истребителя, находящегося в воздухе, всегда следует различать, ошибочен производимый им маневр или же он делается толково, на пользу дела. Если летчик не атакует врага сразу, а производит набор высоты, идет к солнцу и т.д., — значит он стремится нанести внезапный удар, чтобы добиться наибольшего боевого эффекта. Вполне понятно, что часто бывают случаи, когда воздушная обстановка требует удара без промедления, может быть даже в условиях, невыгодных для атакующего, или при неравном соотношении сил. В такие критические моменты порыв летчика-истребителя, конечно, всегда оправдан.

Любопытно, что удар с хода при любых обстоятельствах многие летчики привыкли называть внезапным. Они говорят обычно: «Я атаковал внезапно. Как только увидел противника, так и атаковал». Если посмотреть на это в разрезе тех требований, которые пред'являются теперь к мастерству летчика-истребителя, то такое примитивное определение внезапности явно ошибочно. Внезапность заключается не в этом. Гораздо правильнее будет, если летчик, заметив противника, не пойдет на него очертя голову, а быстро продумает возможные варианты боя, т.е. прикинет: бить ли врага в лоб или предварительно уйти в сторону солнца, набрать высоту и выждать более удобного момента для атаки.

Недавно группа истребителей нашей части, патрулируя над линией фронта, встретила группу вражеских самолетов, состоявшую из 18 «Юнкерсов» и 4 «Фокке-Вульфов». Налицо было неравное соотношение сил, но командир патруля решил вступить в бой. Несмотря на подсказку авианаводчика с земли, он не нанес удара сразу, ибо это было невыгодно. Немецкие бомбардировщики шли плотным строем и могли хорошо обороняться. Командир патруля принял, как нам кажется, более разумное решение. Не горячась, он пропустил самолеты противника несколько дальше к линии фронта, набрал высоту и нанес удар с запада в тот самый момент, когда немцы стали расчленять свой боевой порядок, готовясь к бомбометанию. В результате этой атаки наши летчики сбили четыре «Юнкерса». Остальные немцы, растерявшиеся от действительно внезапного нападения, сбросили бомбы в расположении своих же войск и ушли.

Искусство боевого полета, как мы уже говорили, заключается не только в знании тактики воздушного боя и приемов противника, но еще и в том, насколько грамотно летчик владеет машиной, насколько умеет он выжать из машины всё, что она может дать. Боевая практика знает примеры, когда летчик, в общем неплохо подготовленный, по натуре храбрый и хорошо пилотировавший машину, всё же проигрывал бой. Почему это происходило? Не вдаваясь в глубины теории полета, упомянем лишь о некоторых обыденных вещах, с которыми летчику чаще всего приходится иметь дело.

Случается, что молодые летчики жалуются после боя на свою машину: она-де не дает нужной скорости, недостаточно маневренна и пр. В действительности, малый эффект полета является следствием действий самого летчика. Он пилотировал машину неправильно, пользовался отдельными агрегатами не так, как нужно. Внешне летчик как будто всё делал, как полагается. Он давал полный газ мотору, нормально работал с управлением, не допускал грубых ошибок в технике пилотирования. Но его машина всё же вела себя не так, как требовала создавшаяся обстановка. Самолет показал себя менее маневренным и скоростным, чем можно было от него ожидать.

Детальный разбор полета позволяет найти причину. Оказывается, приберегая мотор к бою, летчик допустил ошибку. Он опасался перегрева мотора и больше, чем следует, открыл жалюзи радиатора. В результате получилось обратное явление: мотор переохладился и в первые минуты боя не мог развить полную мощность. Кроме того, чрезмерно открытая заслонка радиатора, встав против потока воздуха, создала излишнее лобовое сопротивление и отняла у самолета несколько километров скорости.

Всё это, на первый взгляд, мелочи. Но ведь из таких мелочей и складывается культурная эксплоатация материальной части в воздухе. Однажды, наблюдая за воздушным боем, я видел, как наш летчик-истребитель, преследуя врага, не сумел его нагнать, хотя летно-тактические данные нашего самолета были значительно выше, нежели у немца. После выяснилось, почему он не сумел нагнать противника. Он неправильно пользовался винтом и «газовал» без учета условий и режима полета. Если бы, сообразуясь с высотой и режимом, он подобрал для винта соответствующий шаг, то легко нагнал бы и сбил противника.

Вместо того, чтобы использовать высокие качества винта, некоторые летчики идут подчас по линии наименьшего сопротивления, т.е. дают мотору средние обороты (между минимальным и максимальным режимами). Позабыв о винте, они летают так в течение всех действий. Между тем, маневренные качества самолета находятся в зависимости от изменения шага винта в полете. Скажем, чтобы получить выгоду на пикирование, винту надо придать одну «тяжесть», а на вертикали, наоборот, — другую. Точно так же и в горизонтальном полете необходимо подобрать такой шаг винта, который соответствовал бы высоте и режиму полета. Если летчик не будет выполнять этого, скорость и маневренность его машины соответственно снизятся. В итоге противник может увернуться от атаки и безнаказанно уйти восвояси.

Примеры, приведенные нами, довольно элементарны. Мы не хотим сказать, что летчик, допускающий подобные ошибки, не знает инструкции об эксплоатации самолета. Причина кроется в другом: в индивидуальных соображениях и взглядах пилота, от которых он иногда немало проигрывает.

Например, мне приходилось встречать летчиков, которые летают с открытым фонарем пилотской кабины, хотя это снижает скорость самолета десятка на полтора километров в час. Эти летчики стараются найти оправдание своей привычке. Одни говорят, что летать с открытым фонарем более безопасно; другие утверждают, что фонарь искажает видимость и затрудняет наблюдение за воздухом; третьи приводят иные доводы. В действительности, это ухудшает положение пилота в бою, снижая скорость его машины.

Надо сказать еще, что наши отечественные самолеты снабжены целым рядом агрегатов, упрощающих полет. Некоторые летчики пользуются этими агрегатами лишь от случая к случаю и, конечно, допускают большую ошибку. Возьмем для примера триммер. Он служит для того, чтобы облегчить физические усилия летчика в управлении машиной. При умелом пользовании триммером можно сократить время виража на одну-две секунды. Между тем, есть летчики, которые считают этот факт мелочью и предпочитают тянуть ручку управления силой. Иначе говоря, они не берут от самолета всех тех качеств, которые он может дать в бою.

У каждого летчика есть своя индивидуальная психология, и поэтому каждый на эти ошибки реагирует по-своему. Тот, кто критически анализирует их, извлекает из них реальные уроки, учится на опыте других, — тот, конечно, познает динамику боя, досконально изучил свою машину и становится подлинным мастером-истребителем. Тот же, кто не хочет познать все тонкости искусства боевого полета, — это недалекий летчик. Он будет драться до случая и потерпит поражение, как только встретится с более хитрым и грамотным противником. //Герой Советского Союза гвардии подполковник А.Семенов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

☆ ☆ ☆

30.03.44: Р.Моран: Плач на Шпрее ("Красная звезда", СССР)

29.03.44: Всемерно улучшать и развивать разведку! ("Красная звезда", СССР)
29.03.44: «Мир никогда не забудет беспримерного наступления Красной Армии» ("Красная звезда", СССР)
29.03.44: Н.Шванков: Возвращение в полк || «Красная звезда» №75, 29 марта 1944 года

28.03.44: Наши войска вышли на государственную границу СССР ("Красная звезда", СССР)
28.03.44: 28 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №74, 28 марта 1944 года

27.03.44: Красная Армия вышла на государственную границу СССР! ("Правда", СССР)
27.03.44: Б.Полевой: Днестровская эпопея ("Правда", СССР)

26.03.44: И.Эренбург: К ним! ("Красная звезда", СССР)*

25.03.44: Е.Кригер: Дни великого натиска ("Известия", СССР)
25.03.44: А.Покрышкин: Скорость, огонь, маневр ("Красная звезда", СССР)
25.03.44: М.Брагин: О чем говорят пленные || «Правда» №73, 25 марта 1944 года
25.03.44: Воля командира || «Красная звезда» №72, 25 марта 1944 года

24.03.44: Н.Рыбак: В Киеве ("Красная звезда", СССР)*
24.03.44: Н.Богомягков: Признания немецкого палача ("Красная звезда", СССР)*

23.03.44: Орудия, обстреливавшие Ленинград ("Красная звезда", СССР)
23.03.44: Я.Милецкий: Месть танкиста Марии Октябрьской ("Красная звезда", СССР)
23.03.44: Героическая дочь литовского народа || «Известия» №70, 23 марта 1944 года
23.03.44: 23 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №70, 23 марта 1944 года

22.03.44: Кукрыниксы: Мастер политической карикатуры ("Красная звезда", СССР)**

21.03.44: Победа Красной Армии на Днестре ("Красная звезда", СССР)
21.03.44: Могучий натиск Красной Армии || «Известия» №67, 21 марта 1944 года
21.03.44: К.Буковский, Д.Шабанов: Взятие Винницы ("Красная звезда", СССР)
21.03.44: 21 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №68, 21 марта 1944 года

20.03.44: Верховный жрец 'бога войны' ("Time", США)

19.03.44: И.Эренбург: Мартовские иды ("Красная звезда", СССР)
19.03.44: Е.Кригер: Всадник в броне || «Известия» №67, 19 марта 1944 года
19.03.44: Новые мощные удары по врагу || «Известия» №67, 19 марта 1944 года
19.03.44: «Гигантская советская метла выметает немцев с Украины» ("Красная звезда", СССР)

18.03.44: И.Эренбург: Наш гуманизм ("Красная звезда", СССР)**
18.03.44: 18 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №66, 18 марта 1944 года

17.03.44: Т.Тэсс: Письма о мужестве и чести ("Известия", СССР)
17.03.44: Иностранная печать о боевых успехах Красной Армии ("Красная звезда", СССР)

16.03.44: Е.Габрилович: Сердце украинки ("Красная звезда", СССР)**
16.03.44: И.Чумак: Зверства румынских разбойников ("Красная звезда", СССР)*

15.03.44: Б.Горбатов: Херсон || «Правда» №64, 15 марта 1944 года
15.03.44: Русские достигают подлинных чудес своим стратегическим мастерством
15.03.44: 15 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №63, 15 марта 1944 года

14.03.44: Н.Михевичев: Преследование противника с воздуха ("Красная звезда", СССР)

13.03.44: Народ славит героическую Красную Армию || «Правда» №63, 13 марта 1944 года

12.03.44: Е.Гехман: Трофеи ("Красная звезда", СССР)
12.03.44: Е.Кригер: Солдаты прорыва ("Известия", СССР)
12.03.44: Замечательные образцы военного искусства Красной Армии ("Известия", СССР)

11.03.44: Раздавить фашистскую гадину! ("Красная звезда", СССР)
11.03.44: Новые улики против гитлеровских злодеев ("Известия", СССР)

10.03.44: Победоносное наступление советского народа ("Правда", СССР)
10.03.44: Победы на Украине || «Известия» №59, 10 марта 1944 года

09.03.44: Е.Кригер: Ночи марта || «Известия» №61, 9 марта 1944 года
09.03.44: Б.Горбатов, П.Яхлаков: Солдатский труд || «Правда» №59, 9 марта 1944 года

08.03.44: Славные дочери советского народа ("Красная звезда", СССР)
08.03.44: Верные дочери советского народа || «Известия» №57, 8 марта 1944 года

06.03.44: Финляндия перед выбором || «Правда» №57, 6 марта 1944 года

04.03.44: Героиня-пулеметчица Маншук-Маметова ("Красная звезда", СССР)
04.03.44: С.Бородин: Быль и зоология || «Литература и искусство» №10, 4 марта 1944 года
04.03.44: 4 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №54, 4 марта 1944 года

03.03.44: Немцы бегут с Украины ("Красная звезда", СССР)
03.03.44: Любовь народа к родной Красной Армии ("Известия", СССР)

02.03.44: И.Эренбург: Дыхание ребенка ("Красная звезда", СССР)**
02.03.44: Б.Горбатов, П.Яхлаков: Чувство движения ("Правда", СССР)
02.03.44: В.Антонов: Ленинград встречает героев партизанской борьбы ("Известия", СССР)
02.03.44: Воевать по-гвардейски! || «Красный флот» №52, 2 марта 1944 года
02.03.44: 2 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №52, 2 марта 1944 года

01.03.44: Изучать тактику врага, совершенствовать нашу тактику ("Красная звезда", СССР)
01.03.44: Проклятие и смерть немецким разбойникам! || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44: П.Юдин: Пошлая и вредная стряпня К.Чуковского || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44: К вопросу о советско-финских отношениях || «Известия» №51, 1 марта 1944 года


Февраль 1944:

29.02.44: Смерть немецким людоедам! || «Известия» №50, 29 февраля 1944 года

28.02.44: За высокий урожай – урожай победы! || «Правда» №51, 28 февраля 1944 года
28.02.44: Г.Перов: Забота советского народа о семьях военнослужащих ("Правда", СССР)
28.02.44: 28 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №49, 28 февраля 1944 года

Газета «Красная Звезда» №76 (5756), 30 марта 1944 года
Tags: весна 1944, газета «Красная звезда», март 1944, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “март 1944” Tag

  • 21 марта 1944 года

    «Вечерняя Москва» №68, 21 марта 1944 года Войска 2-го УКРАИНСКОГО фронта, в результате стремительного маневра танковых соединений и пехоты,…

  • 18 марта 1944 года

    «Вечерняя Москва» №66, 18 марта 1944 года # Все статьи за 18 марта 1944 года. Куда ни глянешь — разбитые, сожжённые вражеские машины.…

  • 15 марта 1944 года

    «Вечерняя Москва» №63, 15 марта 1944 года # Все статьи за 15 марта 1944 года. Газеты посвящают передовые статьи постановлению Совета…

  • 4 марта 1944 года

    «Вечерняя Москва» №54, 4 марта 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 3 марта (1 стр.). Указ Президиума…

  • 2 марта 1944 года

    «Вечерняя Москва» №52, 2 марта 1944 года Вчера в Кремле открылась V сессия Верховного Совета РСФСР 1-го созыва. # Все статьи за 2 марта 1944…

  • Воевать по-гвардейски!

    «Красный флот» №52, 2 марта 1944 года Вчера в Кремле открылась V сессия Верховного Совета РСФСР 1-го созыва. C докладом о Государственном бюджете…

  • Черновицы, 30 марта

    В.Полторацкий || « Известия» №77, 31 марта 1944 года Красная Армия одержала новую замечательную победу. Войска 1-го Украинского фронта штурмом…

  • 28 марта 1944 года

    «Вечерняя Москва» №74, 28 марта 1944 года # Все статьи за 28 марта 1944 года «Государственная СССР… Река Прут. Мы стоим как победители…

  • Днестровская эпопея

    Б.Полевой || « Правда» №75, 27 марта 1944 года Продолжая стремительное наступление, войска 2-го Украинского фронта несколько дней назад…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments