Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Искусство боевого полета

«Красная звезда», 30 марта 1944 года, смерть немецким оккупантамА.Семенов || «Красная звезда» №76, 30 марта 1944 года

Сегодня исполняется 25 лет со дня избрания М.И.Калинина на пост Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. Боевой привет руководителю верховного органа Советского государства Михаилу Ивановичу Калинину!



# Все статьи за 30 марта 1944 года.



«Красная звезда», 30 марта 1944 года

В искусство боевого полета входит многое: виртуозное владение техникой пилотирования, грамотная эксплоатация материальной части, свежесть тактических приемов, точность огня и т.д. Каждый летчик-истребитель стремится к тому, чтобы увеличить счет своих воздушных побед. Стремление похвальное и вполне законное. Но эти победы не придут сами собой. Их нужно завоевывать, настойчиво повышая свое мастерство, поднимая на высшую ступень искусство боевого полета. Основываясь на личном опыте и ряде наблюдений, попытаемся вкратце коснуться некоторых вопросов боевого мастерства летчика-истребителя.

Рассматривая поведение летчика-истребителя, находящегося в воздухе, всегда следует различать, ошибочен производимый им маневр или же он делается толково, на пользу дела. Если летчик не атакует врага сразу, а производит набор высоты, идет к солнцу и т.д., — значит он стремится нанести внезапный удар, чтобы добиться наибольшего боевого эффекта. Вполне понятно, что часто бывают случаи, когда воздушная обстановка требует удара без промедления, может быть даже в условиях, невыгодных для атакующего, или при неравном соотношении сил. В такие критические моменты порыв летчика-истребителя, конечно, всегда оправдан.

Любопытно, что удар с хода при любых обстоятельствах многие летчики привыкли называть внезапным. Они говорят обычно: «Я атаковал внезапно. Как только увидел противника, так и атаковал». Если посмотреть на это в разрезе тех требований, которые пред'являются теперь к мастерству летчика-истребителя, то такое примитивное определение внезапности явно ошибочно. Внезапность заключается не в этом. Гораздо правильнее будет, если летчик, заметив противника, не пойдет на него очертя голову, а быстро продумает возможные варианты боя, т.е. прикинет: бить ли врага в лоб или предварительно уйти в сторону солнца, набрать высоту и выждать более удобного момента для атаки.

Недавно группа истребителей нашей части, патрулируя над линией фронта, встретила группу вражеских самолетов, состоявшую из 18 «Юнкерсов» и 4 «Фокке-Вульфов». Налицо было неравное соотношение сил, но командир патруля решил вступить в бой. Несмотря на подсказку авианаводчика с земли, он не нанес удара сразу, ибо это было невыгодно. Немецкие бомбардировщики шли плотным строем и могли хорошо обороняться. Командир патруля принял, как нам кажется, более разумное решение. Не горячась, он пропустил самолеты противника несколько дальше к линии фронта, набрал высоту и нанес удар с запада в тот самый момент, когда немцы стали расчленять свой боевой порядок, готовясь к бомбометанию. В результате этой атаки наши летчики сбили четыре «Юнкерса». Остальные немцы, растерявшиеся от действительно внезапного нападения, сбросили бомбы в расположении своих же войск и ушли.

Искусство боевого полета, как мы уже говорили, заключается не только в знании тактики воздушного боя и приемов противника, но еще и в том, насколько грамотно летчик владеет машиной, насколько умеет он выжать из машины всё, что она может дать. Боевая практика знает примеры, когда летчик, в общем неплохо подготовленный, по натуре храбрый и хорошо пилотировавший машину, всё же проигрывал бой. Почему это происходило? Не вдаваясь в глубины теории полета, упомянем лишь о некоторых обыденных вещах, с которыми летчику чаще всего приходится иметь дело.

Случается, что молодые летчики жалуются после боя на свою машину: она-де не дает нужной скорости, недостаточно маневренна и пр. В действительности, малый эффект полета является следствием действий самого летчика. Он пилотировал машину неправильно, пользовался отдельными агрегатами не так, как нужно. Внешне летчик как будто всё делал, как полагается. Он давал полный газ мотору, нормально работал с управлением, не допускал грубых ошибок в технике пилотирования. Но его машина всё же вела себя не так, как требовала создавшаяся обстановка. Самолет показал себя менее маневренным и скоростным, чем можно было от него ожидать.

Детальный разбор полета позволяет найти причину. Оказывается, приберегая мотор к бою, летчик допустил ошибку. Он опасался перегрева мотора и больше, чем следует, открыл жалюзи радиатора. В результате получилось обратное явление: мотор переохладился и в первые минуты боя не мог развить полную мощность. Кроме того, чрезмерно открытая заслонка радиатора, встав против потока воздуха, создала излишнее лобовое сопротивление и отняла у самолета несколько километров скорости.

Всё это, на первый взгляд, мелочи. Но ведь из таких мелочей и складывается культурная эксплоатация материальной части в воздухе. Однажды, наблюдая за воздушным боем, я видел, как наш летчик-истребитель, преследуя врага, не сумел его нагнать, хотя летно-тактические данные нашего самолета были значительно выше, нежели у немца. После выяснилось, почему он не сумел нагнать противника. Он неправильно пользовался винтом и «газовал» без учета условий и режима полета. Если бы, сообразуясь с высотой и режимом, он подобрал для винта соответствующий шаг, то легко нагнал бы и сбил противника.

Вместо того, чтобы использовать высокие качества винта, некоторые летчики идут подчас по линии наименьшего сопротивления, т.е. дают мотору средние обороты (между минимальным и максимальным режимами). Позабыв о винте, они летают так в течение всех действий. Между тем, маневренные качества самолета находятся в зависимости от изменения шага винта в полете. Скажем, чтобы получить выгоду на пикирование, винту надо придать одну «тяжесть», а на вертикали, наоборот, — другую. Точно так же и в горизонтальном полете необходимо подобрать такой шаг винта, который соответствовал бы высоте и режиму полета. Если летчик не будет выполнять этого, скорость и маневренность его машины соответственно снизятся. В итоге противник может увернуться от атаки и безнаказанно уйти восвояси.

Примеры, приведенные нами, довольно элементарны. Мы не хотим сказать, что летчик, допускающий подобные ошибки, не знает инструкции об эксплоатации самолета. Причина кроется в другом: в индивидуальных соображениях и взглядах пилота, от которых он иногда немало проигрывает.

Например, мне приходилось встречать летчиков, которые летают с открытым фонарем пилотской кабины, хотя это снижает скорость самолета десятка на полтора километров в час. Эти летчики стараются найти оправдание своей привычке. Одни говорят, что летать с открытым фонарем более безопасно; другие утверждают, что фонарь искажает видимость и затрудняет наблюдение за воздухом; третьи приводят иные доводы. В действительности, это ухудшает положение пилота в бою, снижая скорость его машины.

Надо сказать еще, что наши отечественные самолеты снабжены целым рядом агрегатов, упрощающих полет. Некоторые летчики пользуются этими агрегатами лишь от случая к случаю и, конечно, допускают большую ошибку. Возьмем для примера триммер. Он служит для того, чтобы облегчить физические усилия летчика в управлении машиной. При умелом пользовании триммером можно сократить время виража на одну-две секунды. Между тем, есть летчики, которые считают этот факт мелочью и предпочитают тянуть ручку управления силой. Иначе говоря, они не берут от самолета всех тех качеств, которые он может дать в бою.

У каждого летчика есть своя индивидуальная психология, и поэтому каждый на эти ошибки реагирует по-своему. Тот, кто критически анализирует их, извлекает из них реальные уроки, учится на опыте других, — тот, конечно, познает динамику боя, досконально изучил свою машину и становится подлинным мастером-истребителем. Тот же, кто не хочет познать все тонкости искусства боевого полета, — это недалекий летчик. Он будет драться до случая и потерпит поражение, как только встретится с более хитрым и грамотным противником. //Герой Советского Союза гвардии подполковник А.Семенов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

☆ ☆ ☆

30.03.44: Р.Моран: Плач на Шпрее ("Красная звезда", СССР)

24.03.44: Н.Рыбак: В Киеве ("Красная звезда", СССР)*
24.03.44: Н.Богомягков: Признания немецкого палача ("Красная звезда", СССР)*

23.03.44: Орудия, обстреливавшие Ленинград ("Красная звезда", СССР)

22.03.44: Кукрыниксы: Мастер политической карикатуры ("Красная звезда", СССР)**

21.03.44: К.Буковский, Д.Шабанов: Взятие Винницы ("Красная звезда", СССР)

19.03.44: И.Эренбург: Мартовские иды ("Красная звезда", СССР)

18.03.44: И.Эренбург: Наш гуманизм ("Красная звезда", СССР)**

16.03.44: Е.Габрилович: Сердце украинки ("Красная звезда", СССР)**
16.03.44: И.Чумак: Зверства румынских разбойников ("Красная звезда", СССР)*
16.03.44: Л.Гатовский. Победы Красной Армии — победы советского строя ("Красная звезда", СССР)
16.03.44: Н.Купенко. Немецкая противотанковая оборона ("Красная звезда", СССР)

15.03.44: Б.Горбатов: Херсон || «Правда» №64, 15 марта 1944 года

09.03.44: Б.Горбатов, П.Яхлаков: Солдатский труд || «Правда» №59, 9 марта 1944 года

06.03.44: Финляндия перед выбором || «Правда» №57, 6 марта 1944 года

04.03.44: С.Бородин: Быль и зоология || «Литература и искусство» №10, 4 марта 1944 года

02.03.44: И.Эренбург: Дыхание ребенка ("Красная звезда", СССР)**
02.03.44: Бить врага по всем правилам современной военной науки! ("Красная звезда", СССР)

01.03.44: Изучать тактику врага, совершенствовать нашу тактику ("Красная звезда", СССР)
01.03.44: Проклятие и смерть немецким разбойникам! || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44: П.Юдин: Пошлая и вредная стряпня К.Чуковского || «Правда» №52, 1 марта 1944 года


Февраль 1944:

27.02.44: Гвардия Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
27.02.44: Лицо финских бандитов ("Красная звезда", СССР)

26.02.44: Выше поднимать наше военное искусство ("Красная звезда", СССР)
26.02.44: Е.Кригер: Зрелость || «Известия» №48, 26 февраля 1944 года

24.02.44: И.Эренбург: Народ на войне ("Красная звезда", СССР)
24.02.44: Л.Леонов: Величавая слава || «Правда» №47, 24 февраля 1944 года

21.02.44: В.Василевская: Бессмертие || «Правда» №45, 21 февраля 1944 года
21.02.44: Б.Полевой: На поле Корсунском || «Правда» №45, 21 февраля 1944 года

18.02.44: П.Олендер: В предсмертных судорогах ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: И.Агибалов, Б.Король: Последние дни окруженных дивизий ("Красная звезда", СССР)

15.02.44: И.Эренбург: Генерал-поджигала ("Красная звезда", СССР)

04.02.44: И.Эренбург: Немцы 1944 ("Красная звезда", СССР)**
04.02.44: П.Олендер: Окружение десяти немецких дивизий ("Красная звезда", СССР)

02.02.44: И.Эренбург: Весы истории ("Красная звезда", СССР)
02.02.44: В.Чуйков: Сталинградская битва || «Правда» №28, 2 февраля 1944 года


Январь 1944 года:

30.01.44: Н.Тихонов: Победа! Ленинград в январе ("Красная звезда", СССР)

27.01.44: Н.Денисов: Три города ("Красная звезда", СССР)

26.01.44: А.Авдеенко: На земле украинской ("Красная звезда", СССР)**
26.01.44: Добить фашистского зверя! + И.Эренбург: ВСЕ ("Красная звезда", СССР)**

25.01.44: Н.Тихонов: Камни Петергофа взывают о мщении ("Красная звезда", СССР)
25.01.44: И.Эренбург: Львы и бобры || «Красная звезда» №20, 25 января 1944 года
25.01.44: Н.Денисов: На ленинградских дорогах ("Красная звезда", СССР)*

22.01.44: Н.Тихонов, Вс.Вишневский: Да здравствует родимый Ленинград! ("Правда", СССР)

17.01.44: И.Эренбург: Почему они отступают? || «Правда» №15, 17 января 1944 года

13.01.44: И.Эренбург: Гроза в январе ("Красная звезда", СССР)

12.01.44: Красная Армия - армия героев || «Правда» №10, 12 января 1944 года

09.01.44: Дикие бесчинства немцев на ленинградской земле ("Красная звезда", СССР)
09.01.44: Е.Габрилович: На Украине ("Красная звезда", СССР)

08.01.44: И.Эренбург: Победа человека ("Красная звезда", СССР)

07.01.44: «Немцы сожгли моего сына» ("Красная звезда", СССР)**
07.01.44: В.Земляной: На испытательном аэродроме ("Красная звезда", СССР)
07.01.44: И.Эренбург: Фюрер играет Гамлета || «Правда» №6, 7 января 1944 года

06.01.44: Г.Меньшиков: Немецкие офицеры о своей пехоте ("Красная звезда", СССР)**

01.01.44: И.Эренбург: В преддверии ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №76 (5756), 30 марта 1944 года
Tags: весна 1944, газета «Красная звезда», март 1944, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “март 1944” Tag

  • Илья Эренбург. К ним!

    И.Эренбург || « Красная звезда» №73, 26 марта 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Приказ Верховного Главнокомандующего (1 стр.). От Советского…

  • Признания немецкого палача

    Н.Богомягков || « Красная звезда» №71, 24 марта 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 23 марта (1…

  • Кукрыниксы. Мастер политической карикатуры

    Кукрыниксы || « Красная звезда» №69, 22 марта 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 21 марта (1 стр.).…

  • Борис Горбатов. Херсон

    Б.Горбатов || « Правда» №64, 15 марта 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет ВКП(б) считают, что своевременное…

  • Илья Эренбург. Наш гуманизм

    И.Эренбург || « Красная звезда» №66, 18 марта 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Приказ Верховного Главнокомандующего (1 стр.). От Советского…

  • Солдатский труд

    Б.Горбатов, П.Яхлаков || « Правда» №59, 9 марта 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Письма трудящихся Советского Союза товарищу И.В.Сталину и ответы…

  • 1 марта 1944 года

    И.Эренбург || « Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 296-299. # Все статьи за 1…

  • Блестящий успех Третьего Военного Займа

    « Красная звезда» №109, 9 мая 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указ Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). От Советского Информбюро. —…

  • Изучать тактику врага, совершенствовать нашу тактику

    « Красная звезда» №51, 1 марта 1944 года Офицерам и генералам всех родов войск совершенствовать искусство вождения войск, тактику маневрирования,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments