СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Письмо товарищу Сталину от первого республиканского с'езда женщин Советской Латвии (2 стр.). Беседа Маршала И.В.Сталина с Маршалом И.Броз-Тито (1 стр.). Беседа В.М.Молотова с г-ном И.Шубашичем (1 стр.). К пребыванию в Москве Председателя Совета Министров Югославии Маршала И.Броз-Тито (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 6 апреля (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 и 2 стр.). Заседание Президиума Исполкома Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР с участием г-жи К.Черчилль (2 стр.). А.Яковлев. — Победа советской авиационной техники над техникой врага (3 стр.). П.Синцов, А.Костин. — На Вену (3 стр.). А.Ростков. — В Татрах (3 стр.). П.Киселев. — На пути к освобождению Австрии (4 стр.). Отклики за границей на денонсацию советско-японского пакта о нейтралитете (4 стр.). Организационное заседание финского сейма нового созыва (4 стр.). Иностранные газеты и радио о военном положении на Западе (4 стр.). Военные действия в Западной Европе (4 стр.). Рассказ освобожденного Красной Армией французского депутата (4 стр.). Новое чехословацкое правительство (4 стр.). Немцы укрываются в Дании и Швеции (4 стр.). Гитлеровцы вывозят валюту в Швецию (4 стр.). Раскрыто новое чудовищное преступление гитлеровцев в Польше (4 стр.).
# Все статьи за 7 апреля 1945 года.
Современная «война моторов» требует от всех родов войск наиболее умелого применения материально-технических боевых ресурсов, которые вся страна готовит для фронта.
Мало иметь многочисленную армию и храбрых солдат. Нужно, чтобы эта армия была обеспечена вполне современной и более совершенной, чем у врага, техникой. Нужно, чтобы армия в совершенстве овладела этой техникой и использовала ее на поле боя с наибольшим коэффициентом полезного действия.
Понятно, что боевая техника может быть сильной, совершенной, может быть лучше, чем у врага, только в том случае, если уровень науки, техники и производственного развития страны достаточно высок. Качество боевой техники находится в прямой зависимости от производительных сил страны, от культуры производства и рабочих, от уровня науки и техники и, само собой разумеется, от квалификации и мощности инженерно-конструкторских сил страны.
Авиация является одним из решающих видов оружия. Поэтому, когда в воздухе запахло войной (главным образом начиная с событий в Испании, когда в борьбе против испанских республиканцев немцы показали свои новые самолеты), разгорелась жестокая борьба между конструкторами авиационного оружия во всем мире.
Каждая страна пошла по своему пути развития авиационной техники. Период предвоенный явился периодом состязания конструкторов, экзаменом зрелости для конструкторов различных стран. В этот период силы всех основных государств были направлены на создание мощных воздушных флотов. В силу засекреченности работ каждая конструкторская школа двигалась своим путем.
Немецкая авиация к началу войны, к моменту нападения на Польшу, Чехословакию, Францию и Англию была качественно сильнее авиации этих стран.
Авиационная промышленность самой Германии, а впоследствии и всех оккупированных ею стран, работала с полным напряжением, поэтому и количественно немецкий воздушный флот был самым сильным.
Однако в самые же первые дни войны мы поняли, что немцы себя переоценивают, а нас, русских, недооценивают. Гитлеровцы построили все свои планы строительства воздушного флота из расчета на молниеносную победу. Они создали большой воздушный флот и развили бешеную деятельность по налаживанию массового производства созданных ими четырех основных типов самолетов: одномоторного истребителя «Мессершмитт-109», одномоторного пикирующего бомбардировщика «Юнкерс-87». двухмоторного бомбардировщика «Юнкерс-88» и двухмоторного бомбардировщика «Хейнкель-111».
Бесспорно, для того времени это были хорошие самолеты. Все они были созданы в период 1936—1938 гг. В войне с Польшей и Чехословакией немцы проверили эти самолеты в действии и, убедившись в своем абсолютном превосходстве, форсировали их массовое производство на всех своих заводах. В последующем, когда немцы разгромили Францию, захватили Венгрию и другие страны, они и там всюду поставили эти самолеты в массовое серийное производство. Сумасбродные гитлеровские политиканы считали, что на период разгрома Советской России имеющаяся у них боевая техника вполне достаточна. И никак уже они не рассчитывали, что Советский Союз сможет противопоставить боевую авиационную технику более высокую, чем Германия.
Большое внимание уделяли немцы вопросам развития новой перспективной техники — созданию реактивных самолетов, самолетов-снарядов, реактивных бомб и тому подобного «секретного оружия». Они рассчитывали после разгрома Советского Союза, путем бомбардировок Лондона летающими бомбами, самолетами-снарядами, вывести из строя Англию без вторжения.
★
К моменту вероломного нападения немцев мы еще не смогли выставить необходимого количества истребителей и бомбардировщиков. В своем докладе 6 ноября 1941 года товарищ Сталин говорил, что в начале войны у нас было меньше самолетов, чем у немцев. Нам удалось в предвоенный период создать отличные конструкции, но к началу войны авиационная промышленность СССР еще не успела полностью развернуть массового строительства новых быстроходных истребителей, мощных бронированных штурмовиков и бомбардировщиков. В первые месяцы войны часть наших заводов мы были вынуждены эвакуировать.
Хотя качественно наши новые самолеты были лучше немецких, но количественный перевес был у немцев. Весь первый период войны немцы лихорадочно заботились о количественном росте выпуска своих машин, надеясь разбить нас раньше, чем мы догоним их по количественному выпуску самолетов.
Они просчитались! За время нашего вынужденного отступления в первый период войны наша партия, наше государство по сталинскому плану, опираясь на преимущества социалистической системы хозяйства, гигантски развили серийное производство наших более высококачественных по сравнению с немецкими истребителей, штурмовиков, неизмеримо увеличили количественно наш военно-воздушный флот и повысили качество всей нашей боевой авиационной техники без исключения.
За время войны наши основные конструкторские бюро по авиастроению — Ильюшина, Туполева, Петлякова, Лавочкина, Яковлева, Климова, Микулина и Швецова, направляемые товарищем Сталиным, неизмеримо улучшили качество советских машин. На протяжении всей войны наши самолеты по скорости и по оружию были впереди немецких. К концу 1943 года мы повысили скорость наших истребителей на 100 километров в час, а немцы практически смогли лишь незначительно повысить скорость своих истребителей по сравнению с 1941 годом.
Мы увеличили силу оружия наших истребителей вплоть до установки на них пушки калибра 37 миллиметров, одно попадание из которой разносит в щепы любой немецкий самолет. Немцы летают до сих пор практически с тем калибром оружия, с которым они начали войну, т.е. с пушкой 20 миллиметров. Только к самому концу войны они выпустили пушку калибра 30 миллиметров, которая не идет ни в какое сравнение с нашей пушкой ввиду незначительной убойной силы, вследствие малой начальной скорости снаряда и меньшего, чем у нас калибра.
Штурмовика за все время войны немцам, несмотря на все старания, так и не удалось создать. Они оборудовали истребитель «Фокке-Вульф» для работы в качестве штурмовика, но тем самым только ухудшили свой истребитель, утяжелили его, а штурмовиком он не стал. Советский летающий танк-штурмовик — выдающееся творение Ильюшина — остался непревзойденным. Мы значительно увеличили скорость и другие боевые качества наших бомбардировочных самолетов, а немцы и по бомбардировщикам ничего нового фронту не дали.
По указанию и настоятельному требованию товарища Сталина весь коллектив авиационников так организовал наше авиационное производство, что каждое нововведение, каждое усовершенствование наших истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков вводилось в жизнь без количественного снижения выпуска самолетов на серийных заводах. Фронт постепенно пополнялся усовершенствованными машинами. Немцы на протяжении всей войны постоянно получали от нас сюрпризы самого неожиданного рода: то резко выросла скорость истребителей, то появились пушки увеличенного калибра, которые сбивали немецкие бомбардировщики с дальней дистанции, то совершенствовалась броня штурмовика и он становился неуязвимым для немецких истребителей, то на штурмовик посадили стрелка с крупнокалиберным пулеметом, который защищал заднюю полусферу от нападения немецких истребителей. Появился новый пикирующий бомбардировщик с большой скоростью.
И всё это неожиданно для немцев, а значит и с огромным боевым и психическим воздействием на немецких летчиков.
Анализируя теперь нашу победу над немецкой авиацией, уместно задать вопрос. Ведь уровень авиационной науки, авиационной техники перед войной у нас, у немцев и у англичан был примерно одинаковый. Почему же немцы не смогли создать таких истребителей, которые были бы не хуже наших? Казалось бы, техническое, научное оружие было в их руках в такой же степени, как и в наших. Всё дело в том, что немецкая техническая политика покоится на порочной, авантюристической военной стратегии фашизма. Расчет у немцев был сделан на слабость его противников и молниеносность своей победы. Недооценка сил советского государства лежала в основе всех военно-политических и технико-экономических планов фашизма. Немцы к началу войны с Советским Союзом уже в значительной мере исчерпали конструктивные возможности и качественные резервы своей авиации. У нашей же страны были новые самолеты и моторы, в каждом из которых были заложены большие возможности совершенствования.
Наша авиационная наука теснейшим образом переплеталась с жизнью, с фронтом, с конструкторами, что дало возможность нашей авиационной промышленности работать на высоком научно-техническом уровне.
Наша авиация строго специализирована. Мы не пошли по пути универсального самолета. На всем протяжении войны наравне с легким истребителем — истребителем большой скорости, высокой маневренности — мы развивали также тип тяжелого истребителя — истребителя, вооруженного тяжелым пушечным вооружением. Мы развили также дальние истребители — истребители сопровождения. Мы создали специальный тип истребителя-бомбардировщика.
Все эти типы советских истребителей создавались на базе находящихся в массовом производстве самолетов и поэтому были освоены в серии без снижения количественного выпуска.
★
Нельзя сказать, чтобы немцы за время войны ничего не сделали со своей материальной частью. В конце второго года войны они выпустили совершенно новый истребитель — «Фокке-Вульф-190», который вытеснял самолет «Мессершмитт-109». Но «Фокке-Вульф-190», несмотря на огромную рекламу, которую немцы устроили этому самолету еще до его появления в строю, не оправдал возлагавшихся на него надежд, и с момента появления на фронте он стал неизменной жертвой в схватке с нашими истребителями.
К моменту, когда немцы перешли на самолет «Фокке-Вульф-190», сильно его забронировали и поставили на нем более мощный огонь, мы ушли далеко вперед и по сравнению с «Фокке-Вульфом-190».
Ни истребителей дальних, ни истребителей тяжелых (кроме двухмоторного «Ме-110») у немцев нет и не было. Они рассчитывали на универсальность истребителей «Мессершмитт-109», но в силу этого «Мессершмитт-109» оказался слабым и против наших истребителей, и против наших бомбардировщиков. Он имел недостаточную дальность, скорость и оружие по сравнению с советскими истребителями.
«Мессершмитт-109» — основной немецкий истребитель, «король воздуха» первого периода войны, является конкретным выражением идеи и технической политики фашизма. Этот истребитель был годен против Польши, Чехословакии, где авиация была слабее немецкой, не говоря уже о Югославии, Греции и т.д. Но как только этот истребитель встретился в открытых боях с квалифицированной и специализированной авиацией Советского Союза, он проявил перед ней свою слабость до такой степени, что немцы в процессе войны сами вынуждены были перейти на производство совершенно нового истребителя — «Фокке-Вульф-190».
Олицетворением немецкой разбойничьей, пиратской авиации является самолет «Юнкерс-87» — одномоторный, двухместный самолет, идеей которого является бомбометание с пикирования. «Юнкерс-87» является таким самолетом, который мог быть успешно применен только в странах со слабой авиацией — при полном отсутствии у противника истребительной авиации и при очень слабой противозенитной защите (в странах, вроде довоенной Польши).
Немцы, захлебываясь от восторга, показали в своей кинокартине «Польша в огне» варварскую бомбардировку польских городов пикирующими бомбардировщиками. Десяток или два «Юнкерсов-87» становятся в круг над целью, по очереди пикируют, с малых высот сбрасывают бомбы на беззащитные города и мирное население, не встречая противодействия со стороны зенитной артиллерии и истребительной авиации.
«Юнкерс-87» — это трусливый пират, беззащитный против настоящего воздушного противника. Именно о таком враге сказал товарищ Сталин: молодец против овец, а против молодца — сам овца.
Затянувшаяся война, качественное, а затем и количественное превосходство нашей авиации, массированные удары тяжелой авиации союзников заставили немцев уже в ходе войны серьезно заняться качественным обновлением своей авиации. Появились новые бомбардировщики Хейнкель — «Хе-177» и его развитие — «Хе-277». Фирма Юнкерса на базе бомбардировщика «Ю-88» выпустила ряд модификаций этого самолета —«Ю-188», «Ю-288» и т.д.
Конструктор Мессершмитт после бесплодных попыток улучшения одноместного истребителя «Ме-109» выпустил ряд модификаций двухмоторного истребителя под марками «Ме-210», «Ме-410» с разными вариантами тяжелого вооружения, предназначая его главным образом для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками союзников.
Лихорадочную работу провели немцы по самолетам с реактивными двигателями. Реактивные самолеты Хейнкеля и Мессершмитта были отработаны в опытных образцах, и сейчас некоторое их количество появилось на фронте. Однако они не смогли дать необходимого развития серийному производству своих новых самолетов.
Фронт каждый день требовал от немецкой промышленности пополнения огромной убыли в боевых самолетах. Достаточно сказать, что только за 3 года войны немцы потеряли на советско-германском фронте 60.000 самолетов. А выпуск самолетов, и без внедрения новых машин, систематически сокращался от разрушений самолетостроительных заводов союзными бомбардировщиками. Поэтому основную массу германского воздушного флота к концу четвертого года войны составляют всё те же истребители «Ме-109» и «ФВ-190» и бомбардировщики «Ю-87» и «Ю-88».
Гитлеровская техническая политика в области авиационного вооружения, пруссаческая самовлюбленность и самоуверенность немецких конструкторов оказались порочными так же, как и все их планы молниеносной войны с нами.
Немецкая наука и техника не выдержали открытого боя с нашей советской наукой и техникой.
★
В чем же преимущество советских конструкторов, советской авиационной промышленности? В чем их сила? Нам кажется, что прежде всего это результат правильной политики нашей партии, мудрой, дальновидной политики развития нашей авиации. Сила нашего государства — в преимуществах социалистического строя. Социалистическая экономика оказалась несравненно сильнее экономики гитлеровской Германии.
Все государство, весь наш народ строили сталинскую авиацию.
Товарищ Сталин отлично знал всю немецкую боевую технику. Встреча с немецкой техникой не была для нас неожиданной. Мы были к ней подготовлены.
С самого начала войны и, что особенно важно, в предвоенный период мы имели совершенно четкую, заранее предначертанную товарищем Сталиным линию развития нашей авиации.
Перед советскими конструкторами были поставлены совершенно ясные, точные цели. Мы были воспитаны товарищем Сталиным в духе постоянной настороженности к врагу. Нас ориентировали на строгую и трезвую оценку силы и мощи врага. Нам постоянно внушали мысль, что самое опасное — недооценить врага и переоценить свои собственные силы. Нас постоянно учили тому, чтобы быть готовым к встрече с ним во всеоружии.
Советским конструкторам были созданы все условия для всемерного развертывания своих способностей и максимального развязывания творческой инициативы. Никто не ограничивал наших творческих дерзаний, наоборот, нам создали все условия — и материальные и духовные — для максимального развития нашей инициативы и способностей. В нас воспитали дух взаимного творческого соревнования. На протяжении всей войны Яковлев постоянно соревнуется с Лавочкиным, Ильюшин с Сухим и т.д.
Вместе с тем каждый из конструкторов получал необходимую поддержку, каждому создавались самые благоприятные условия для творческой деятельности и дальнейшего роста.
Важнейшим условием плодотворной работы творцов советского оружия явилось постоянное общение на протяжении всей войны организаторов промышленности, директоров, конструкторов лично с товарищем Сталиным. Мы, конструкторы, получали постоянно правильную ориентировку, что имеет чрезвычайно важное значение для того, чтобы делать именно то, что нужно Красной Армии для победы над врагом в каждый данный момент. Мы постоянно чувствовали, что товарищ Сталин повседневно занимается всеми вопросами укрепления и развития нашей авиации, знает досконально работу каждого конструктора. Это воодушевляло нас и заставляло каждого работать, отдавая все свои силы и способности. //А.Яковлев. Герой Социалистического Труда.
☆ ☆ ☆
07.04.45: И.Эренбург: Перед финалом ("Красная звезда", СССР)
07.04.45: Б.Монастырский: Штурм укрепленных зданий ("Красная звезда", СССР)
07.04.45: Бр.Тур: Немцы-диверсанты* || «Известия» №82, 7 апреля 1945 года
07.04.45: А.Карташов: После битвы || «Комсомольская правда» №82, 7 апреля 1945 года
07.04.45: В.Петльованый: В Братиславе || «Комсомольская правда» №82, 7 апреля 1945 года
07.04.45: Ал.Лесс: 60 побед Ивана Кожедуба || «Вечерняя Москва» №82, 7 апреля 1945 года
07.04.45: К денонсации советско-японского пакта о нейтралитете* ("Известия", СССР)
06.04.45: А.Малибашев: Освобожденные || ("Вечерняя Москва", СССР)
05.04.45: Бьет час возмездия ("Красная звезда", СССР)
05.04.45: Возмездие свершится!* || «Известия» №80, 5 апреля 1945 года
05.04.45: Палачам латышского народа не уйти от кары! ("Правда", СССР)
05.04.45: Смерть немецким захватчикам! || «Комсомольская правда» №80, 5 апреля 1945 года
05.04.45: К.Непомнящий: В небе Германии || «Комсомольская правда» №80, 5 апреля 1945 года
05.04.45: П.Синцов, А.Костин: Братислава || «Правда» №81, 5 апреля 1945 года
04.04.45: И.Эренбург: Развязка || «Правда» №80, 4 апреля 1945 года
04.04.45: М.Слободской, Е.Воробьев: По пятам врага ("Комсомольская правда", СССР)
04.04.45: Эль-Регистан: В небе Германии* || «Известия» №79, 4 апреля 1945 года
04.04.45: Письмо, найденное в лагере смерти ("Комсомольская правда", СССР)
04.04.45: Советская морская гвардия || «Красный флот» №79, 4 апреля 1945 года
03.04.45: Уничтожать вражеские самолеты ("Красная звезда", СССР)
03.04.45: Варшава очищена от вражеских мин ("Красная звезда", СССР)
03.04.45: К.Тараданкин: В Гданьске* || «Известия» №78, 3 апреля 1945 года
03.04.45: И.Лемин: Великая освободительная миссия Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
03.04.45: А.Тарасов: Праздник в Гданьске || «Комсомольская правда» №78, 3 апреля 1945 года
03.04.45: А.Карташов: На балтийском побережье || «Комсомольская правда» №78, 3 апреля 1945 года
03.04.45: Н.Оттен: «У стен Ленинграда» || «Комсомольская правда» №78, 3 апреля 1945 года
03.04.45: Эль-Регистан: В небе Германии || «Известия» №78, 3 апреля 1945 года
03.04.45: Слава советским энергетикам!* || «Известия» №78, 3 апреля 1945 года
02.04.45: П.Синцов, А.Костин: Путь на Братиславу ("Правда", СССР)
02.04.45: Д.Бедный: Предсмертный вой ("Правда", СССР)
01.04.45: И.Мельников: Кино на фронте ("Красная звезда", СССР)
01.04.45: И.Агибалов: На путях к Братиславе ("Красная звезда", СССР)
01.04.45: А.Карташов: Вчера в Гданьске || «Комсомольская правда» №77, 1 апреля 1945 года
01.04.45: В.Петльованый: На Венском направлении || «Комсомольская правда» №77, 1 апреля 1945 года
01.04.45: Б.Ласкин: Капитанская дочка || «Красная звезда» №77, 1 апреля 1945 года
01.04.45: Подвиг советских металлургов в Отечественной войне* ("Известия", СССР)
Март 1945:
31.03.45: Великая армия-освободительница, армия побед ("Красная звезда", СССР)
31.03.45: Славные победы Красной Армии — освободительницы ("Известия", СССР)
31.03.45: Блестящие победы советского оружия || «Правда» №77, 31 марта 1945 года
31.03.45: Вс.Вишневский, И.Золин: Битва за Гданьск ("Правда", СССР)
31.03.45: П.Милованов: Как был взят Гданьск ("Красная звезда", СССР)
30.03.45: И.Эренбург: Весна ("Красная звезда", СССР)
30.03.45: Два мощных удара по врагу ("Красная звезда", СССР)
30.03.45: Грозная поступь Красной Армии ("Известия", СССР)
30.03.45: Красная Армия рушит все преграды ("Правда", СССР)
30.03.45: М.Шур: Разгром || «Правда» №76, 30 марта 1945 года
30.03.45: Е.Кригер: Так началось || «Известия» №75, 30 марта 1945 года
30.03.45: А.Дубовская: Письмо русской девушки ("Вечерняя Москва", СССР)
30.03.45: Наблюдатель: На международные темы || «Известия» №75, 30 марта 1945 года
30.03.45: К.Токарев: Войска 3-го Украинского фронта вышли на австрийскую границу ("Красная звезда", СССР)
30.03.45: Н.Прокофьев: Ликвидация группировки немцев юго-западнее Кенигсберга ("Красная звезда", СССР)
30.03.45: А.Красов, М.Слободской, Е.Воробьев: Конец «котла»! ("Комсомольская правда", СССР)
30.03.45: 30 марта 1945 года || «Вечерняя Москва» №75, 30 марта 1945 года
29.03.45: И.Агибалов: На Венском направлении ("Красная звезда", СССР)
29.03.45: П.Милованов: Город Гдыня очищен от немцев ("Красная звезда", СССР)
29.03.45: Советские дети освобождены из фашистского плена ("Красная звезда", СССР)
29.03.45: В.Коротеев: Разгром немцев на территории крупного завода ("Красная звезда", СССР)
29.03.45: Бр.Тур: Под черепичной крышей || «Известия» №74, 29 марта 1945 года
29.03.45: С.Борзенко: На поле битвы || «Правда» №75, 29 марта 1945 года
29.03.45: Вс.Вишневский, И.Золин: Гдыня ("Правда", СССР)
29.03.45: Л.Леров: Варшава сегодня ("Вечерняя Москва", СССР)
Газета «Правда» №83 (9854), 7 апреля 1945 года