Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Железный закон летчиков

«Красная звезда» №131, 3 июня 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 2 июня (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Подполковник А.Дзриелишвили. — Огонь пехоты перед атакой (2 стр.). Полковник В.Желанов. — Артиллерийское обеспечение форсирования рек (2 стр.). Гвардии капитан С.Лебедев. — Воспитание молодых гвардейцев (3 стр.). Критик а и библиография. Полковник Э.Идельсон. — Артиллерийская разведка в германской армии (3 стр.). Алексей Толстой. — Петр I (3 стр.). О взаимосвязи и координации между воздушными силами Красной Армии и англо-американскими воздушными силами (4 стр.). Илья Эренбург. — Пынтя и компания (4 стр.). Военные действия в Италии (4 стр.).



# Все статьи за 3 июня 1944 года.



«Красная звезда», 3 июня 1944 года

Четыре советских истребителя во главе с Героем Советского Союза майором Красновым за несколько минут воздушного боя сожгли семь немецких бомбардировщиков. Эта серьезная победа была выиграна без каких-либо потерь с нашей стороны. Когда у майора Краснова, имеющего на своем счету около 40 сбитых вражеских самолетов, спросили, что решило успех боя, он сказал: «Слетанность группы!». В этом лаконичном ответе заложен глубокий смысл. Слетанность группы — это прежде всего высокая организованность летчиков, строгая дисциплина и крепчайшая их спайка, это, наконец, высокое мастерство воздушных бойцов и умелое руководство командиров. Слетанность — не просто сработанность, а спайка людей, связанных взаимным доверием и строгим соблюдением законов воздушного боя.

Организованность и дисциплина нужны летчику, как воздух. Они, прежде всего, решают победу. Жесткая дисциплина и неукоснительное выполнение всех требований, инструкций и наставлений совершенно обязательны не только в бою, но и при любом самом простейшем полете на фронте или в тылу. Малейшее нарушение установленных правил, а тем более пренебрежительное отношение к технике и полету ставит под угрозу не только сохранность дорогостоящей материальной части, но и жизнь экипажа.

Высокие требования дисциплины и организованности, пред'являемые к каждому летчику, определяются как особенностями летной службы, так и той довольно сложной техникой, на которой он ведет бой. Мастерски владеть этой техникой сможет лишь тот, кто в совершенстве ее познает, кто будет строго соблюдать правила эксплоатации. Панибратское отношение к машине, обращение с ней «на ты» совершенно недопустимо. Неуклонное развитие нашей авиационной техники должно сочетаться с неустанным ростом мастерства и технической грамотности летчиков. Только в таком случае станет возможным с наибольшим эффектом использовать самолет в бою, держать его в сохранности и постоянной боевой готовности.

Современный самолет, будь то истребитель, штурмовик или бомбардировщик, является высокой материальной ценностью. Производство его — дорогостоящий, трудный и сложный процесс. И если советская авиация сейчас превосходит вражескую и по количеству и по качеству, то это стало возможным благодаря героическому труду советского тыла, благодаря тому, что наша Родина, наш народ ничего не жалеют для повышения мощи Красной Армии, для дела победы.

В создании каждой машины принимают участие тысячи людей, которые, не покладая рук, куют оружие бойцам Красной Армии. Получив от своего народа меч, воин ответственен за его сохранность и действенность. Тем более ответственен летчик за целость такой дорогой техники, как самолет. Чувство высокой ответственности за свою машину должно сопутствовать офицеру авиации во всей его боевой жизни.

Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин в одном из своих приказов поставил перед летчиками Красной Армии задачу: «Продолжать без устали совершенствовать свое боевое мастерство, точно выполнять приказы командиров, требования уставов и наставлений, свято блюсти дисциплину, соблюдать организованность и порядок». Постоянно, где бы то ни было, на земле или в воздухе, офицер авиации обязан руководствоваться этими сталинскими указаниями. Его боевая жизнь должна быть подчинена соблюдению определенных правил, нарушение которых ведет к проигрышу боя. А воздушный бой может быть проигран еще до взлета в том случае, когда летчик, отступив от законов полета, разобьет свою машину. К сожалению, такие случаи еще бывают там, где отсутствует должная организованность, нарушается летная дисциплина.

Нельзя, например, согласиться с тем, что в некоторых авиационных частях до сих пор еще существует термин «небоевая потеря самолета». В одном случае, например, в такую графу была занесена машина, разбитая лишь потому, что люди нарушили элементарные правила летной службы. Возвращаясь с боевого задания, летчик вопреки правилам сел поперек старта. Самолет выкатился за границу аэродрома, наскочил на препятствие и разбился. Произошло это в результате недисциплинированности летчика. Именно так и надо квалифицировать подобные явления, не скрывая их за расплывчатой формулировкой «небоевой потери».

Подобные явления редки в практике авиационных частей. В основной своей массе наши летчики с высоким мастерством владеют сложной авиационной техникой, что позволяет им одерживать блестящие победы. Тем более нетерпимы, пусть незначительные, потери материальной части по вине отдельных нарушителей дисциплины.

Победа в воздухе неразрывно связана с тем, как готовится к бою летчик на земле. Эта подготовка должна основываться на четкой организации полетов, при которой пунктуально выполнялись бы все положения уставов и наставлений. Строгая требовательность старших командиров в этом случае крайне необходима. Разумеется, что сам начальник в личной своей боевой работе должен являть пример дисциплинированности, мастерства. Соблюдение наставлений по летной службе обязательно не только для рядовых пилотов, оно столь же обязательно для всех, кто связан с авиацией, и тем более для старших начальников. Ясно, что всякое нарушение правил летной службы, совершенное командиром, будет особенно непростительным и весьма пагубным.

В своей требовательности авиационный командир не должен разделять проступки на «большие» и «малые». Любое, пусть даже на первый взгляд незначительное, нарушение летной дисциплины в конечном итоге приведет к тяжелым последствиям. Сегодня молодой офицер срезал маршрут своему товарищу, который шел на посадку, и это осталось незамеченным. На завтра тот же летчик допустит еще больше вольности и в конечном счете или сам пострадает, или подведет в бою соседа. Вот почему нельзя проходить мимо тех нарушений, которые не приносят первоначально ущерба.

Огромную помощь командирам в дальнейшем укреплении летной дисциплины призваны оказать политорганы. Партийные организации и работники политотделов не должны мириться с попустительством. Нельзя руководствоваться тем, что, мол, «лес рубят — щепки летят». Пусть эти щепки летят от разбитых вражеских машин! Тому, кто умело бьет врага, — хвала и честь. Но умение и сама победа в воздухе создается на земле, обеспечивается всей системой политического воспитания, которая должна быть постоянно действующей и воинственной по отношению к тем, кто нарушает или пытается нарушить летную дисциплину.

Повседневная забота о воспитании воинов в духе преданности и дисциплинированности, непримиримое отношение к малейшим нарушениям уставов и наставлений позволят командирам и политработникам добиться еще более высокой организованности в боевой работе авиационных частей, откроют путь к новым боевым успехам во славу Родины.


***********************************************************************************************
Как были сбиты пять вражеских самолетов


ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 июня. (По телеграфу). На перехват вражеских самолетов поднялась в воздух группа наших истребителей, возглавляемая капитаном Макаровым. Придя в заданную зону, капитан заметил слева выше себя 12 «Фокке-Вульф-190», шедших на северо-запад. Он начал было маневр, чтобы занять более выгодное положение для атаки, но тут же увидел ниже себя слева 22 бомбардировщика «Юнкерс-87». Они шли на высоте 1.500 метров и, перестроившись в колонну по одному, разворачивались на восток.

Оценив обстановку, капитан Макаров вызвал по радио вторую группу наших истребителей, находившуюся поблизости, а сам, резко развернувшись влево, внезапно атаковал со своим напарником младшим лейтенантом Савельевым колонну «Юнкерсов». Вторая пара — лейтенант Карамышев и младший лейтенант Уткин — прикрыла первую атаку Макарова и связала боем девятку немецких истребителей. Атакованные «Юнкерсы» бесприцельно сбросили бомбы и стали переходить в пике. Преследуя ведущий вражеский самолет на пикировании, Макаров дал по нему четыре коротких очереди. Немецкая машина перешла в беспорядочное падение, а наш летчик вышел боевым разворотом вверх.

Одновременно младший лейтенант Савельев атаковал сверху и сзади другой «Юнкерс». Этот бомбардировщик тоже перешел в пике и скрылся в облаках. Преследуя немца, Савельев проскочил облака и произвел вторую атаку, открыв огонь со 150 метров. «Юнкерс» загорелся и врезался в землю.

Тут же Савельев увидел, что на Макарова сзади идут в атаку три «Фокке-Вульф-190». Он дал заградительную очередь по ведущему этой тройки и заставил ее уйти. Последовала еще одна вражеская атака справа, но Савельев во-время сделал левый вираж и опять заставил неприятеля отвернуть в облака.

Тем временем Карамышев и Уткин на высоте 2.000 метров сковывали девятку немецких истребителей, увлекая их за облака. Бой длился здесь около пяти минут, после чего четверка «ФВ-190», а за нею Карамышев и Уткин пошли вниз. Пробив облака, Карамышев заметил, что пара «Фокке-Вульфов» заходит в хвост Савельеву. «В хвосте два «Фокке-Вульфа!» — передал по радио Карамышев и пошел на выручку. Он дал заградительную очередь по ведомому вражеской пары, но немец спикировал и вышел из боя. Второй «ФВ-190» с дистанции 120–100 метров открыл огонь, но Савельев штопором вышел из-под удара, сделав четыре витка. Немец, заметивший сзади себя Карамышева, перешел было в пике, но Карамышев успел дать по нему две очереди и вогнал врага в землю. Савельев, выйдя из штопора, увидел впереди пару «ФВ-190» и атаковал их одного за другим. Первому немцу удалось выйти из боя, но второй не сумел ускользнуть и был подожжен. Вскоре и этот немецкий самолет рухнул вниз.

Когда в район воздушного боя пришла вторая группа под командой старшего лейтенанта Беседина, «Юнкерсы» уже исчезли, но «Фокке-Вульфы» еще продолжали драться. Беседин пришел на высоте 3.500 метров и заметил впереди пару «ФВ-190». Имея преимущество в высоте, он атаковал сверху сзади ведущего этой пары, затем отвернул вправо, намереваясь ударить по ведомому. В это время ведущий «ФВ-190» был атакован младшим лейтенантом Максимовым. После двух очередей неприятельский самолет задымил и выпустил шасси. Максимов атаковал его вторично и меткой очередью сбросил на землю.

На этом воздушный бой закончился. В результате его было сбито пять немецких самолетов — два бомбардировщика и три истребителя — без потерь с нашей стороны.

☆ ☆ ☆

03.06.44: И.Эренбург: Пынтя и компания ("Красная звезда", СССР)

02.06.44: М.Никитин: В морском конвое ("Известия", СССР)

01.06.44: А.Софронов: Красный мак ("Известия", СССР)


Май 1944:

31.05.44: Второй самолет Ф.П.Головатого передан летчику Еремину ("Красная звезда", СССР)

30.05.44: Т.Тэсс: Это было в Одессе ("Известия", СССР)

28.05.44: Е.Кригер: Шеф-повар из Ялты ("Известия", СССР)

27.05.44: А.Софронов: Тачанка в бою ("Известия", СССР)

26.05.44: А.Платонов: Сын народа ("Красная звезда", СССР)
26.05.44: Два года Англо-Советского Договора ("Известия", СССР)

25.05.44: И.Эренбург: Армия смерти || «Красная звезда» №123, 25 мая 1944 года
25.05.44: Коммунист — верный друг и большевистский воспитатель бойца ("Красная звезда", СССР)

24.05.44: Отчёт Рузвельта конгрессу США о выполнении закона о передаче взаймы или в аренду || «Правда» №124, 24 мая 1944 года

23.05.44: Д.Гребенщиков: Это было в госпитале ("Известия", СССР)

22.05.44: Б.Полевой: Друзья || «Правда» №123, 22 мая 1944 года

20.05.44: В.Курбатов: Коммунисты батальона ("Красная звезда", СССР)

19.05.44: Болгарские власти прислуживают гитлеровцам ("Известия", СССР)

18.05.44: Всенародная забота о детях фронтовиков ("Известия", СССР)

16.05.44: З.Островский: Рука об руку с бойцами ("Известия", СССР)

15.05.44: Коммунист-фронтовик — воспитатель бойцов || «Правда» №117, 15 мая 1944 года

14.05.44: П.Никитин: Сегодня на мысе Херсонес ("Известия", СССР)
14.05.44: За смелое новаторство в тактике! ("Красная звезда", СССР)
14.05.44: Почетная задача инженера на предприятии ("Известия", СССР)
14.05.44: Н.Лощагин, А.Мельничук: Немецкая тактика траншейной борьбы ("Красная звезда", СССР)

13.05.44: Победоносная Крымская кампания ("Красная звезда", СССР)
13.05.44: Блистательная победа в Крыму || «Известия» №113, 13 мая 1944 года
13.05.44: Ю.Медведовский: Уралмаш наступает ("Известия", СССР)

12.05.44: В.Гроссман: Наступление ("Красная звезда", СССР)
12.05.44: Советский народ способен творить чудеса! ("Известия", СССР)

11.05.44: Советские герои ("Красная звезда", СССР)
11.05.44: И.Эренбург: Два мая ("Красная звезда", СССР)

10.05.44: Севастополь || «Красная звезда» №110, 10 мая 1944 года*
10.05.44: И.Эренбург: Возвращенный Севастополь ("Красная звезда", СССР)
10.05.44: Б.Лавренев: Город русской славы ("Известия", СССР)

09.05.44: Блестящий успех Третьего Военного Займа ("Красная звезда", СССР)

08.05.44: А.Ростков: Дом на окраине || «Правда» №111, 8 мая 1944 года

07.05.44: А.Толстой: Русский характер ("Красная звезда", СССР)

06.05.44: И.Эренбург: Сила слова || «Правда» №109, 6 мая 1944 года
06.05.44: В.Гроссман: Писатель-воин || «Литература и искусство» №19, 6 мая 1944 года
06.05.44: К.Симонов: Неистощимое сердце || «Литература и искусство» №19, 6 мая 1944 года

04.05.44: Добить немецкого зверя! ("Красная звезда", СССР)
04.05.44: Вперёд, за полный разгром врага! || «Известия» №105, 4 мая 1944 года
04.05.44: Отклики иностранной печати и радио на первомайский приказ Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина ("Известия", СССР)

03.05.44: Слава героическим защитникам Москвы и Кавказа! || «Правда» №107, 3 мая 1944 года

01.05.44: И.Эренбург: Армия жизни ("Красная звезда", СССР)
01.05.44: Приказ Верховного Главнокомандующего №70 ("Красная звезда", СССР)*

Газета «Красная Звезда» №131 (5811), 3 июня 1944 года
Tags: газета «Красная звезда», июнь 1944, лето 1944, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • Вторая встреча

    П.Белявский || « Известия» №218, 13 сентября 1944 года СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Соглашение о перемирии с Румынией. (1 стр.). Итоги Ясско-Кишиневской…

  • Алексей Толстой. Бессмертие

    А.Толстой || « Красная звезда» №215, 12 сентября 1941 года «Красная армия, Красный флот и все граждане Советского Союза должны отстаивать…

  • Лев Славин. Два тарана

    Л.Славин || « Красная звезда» №213, 10 сентября 1941 года Отважными и умелыми действиями на фронте каждый воин Красной армии приближает гибель…

  • Бессмертный подвиг трех русских воинов

    « Красная звезда» №210, 6 сентября 1941 года Наши отцы и братья самоотверженной борьбой с помещиками и капиталистами создали советскую власть.…

  • Двадцать четыре воздушных победы

    А.Гиневский || « Красная звезда» №210, 5 сентября 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 4 сентября (1…

  • На пикировщике

    В.Земляной || « Красная звезда» №205, 31 августа 1944 года Войска 2-го Украинского фронта овладели городом и основным центром нефтяной…

  • Стойко отражать атаки с воздуха

    « Красная звезда» №203, 29 августа 1942 года «Беспрекословное повиновение начальникам — есть душа воинской службы». М.Кутузов. # Все статьи…

  • Налет на Берлин

    А.Павлов, Л.Шершер || « Правда» №243, 31 августа 1942 года Советская промышленность завершает август новыми успехами в производстве боевой…

  • Воздушное оружие

    Г.Миленин || « Красная звезда» №204, 27 августа 1944 года Войска 3-го Украинского фронта, развивая наступление, овладели областным центром…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments