Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Е.Кригер. Дорога Славы и Побед

газета «Известия», 11 июля 1944 годаЕ.Кригер || «Известия» №163, 11 июля 1944 года

Наши доблестные войска одержали новые победы над врагом. Освобождены от немецко-фашистских захватчиков города ЛИДА, СЛОНИМ, ЛУНИНЕЦ и свыше 1.500 других населённых пунктов. Под ударами Красной Армии немецкие войска несут огромные потери в живой силе и технике.



# Все статьи за 11 июля 1944 года.



(От специального военного корреспондента «Известий»)

«Известия», 11 июля 1944 года

На-днях мы были свидетелями одного скромного юбилея на фронте. Не было на этом празднестве длинных приветственных тостов, да и нехватило бы у юбиляров времени, чтобы выслушивать эти тосты. Запылённые, обдуваемые бензинным чадом, оглушенные непрерывным ревом и скрежетом десятков тысяч машин, не спавшие как следует много суток под ряд, они стояли в моторном водовороте наступающих армий, на перекрёстках фронтовых путей, у взорванных отступавшими немцами и вновь возводимых мостов, на пылающих переправах и, предупреждая вот-вот готовые возникнуть заторы и пробки, направляли отмашкой сигнальных флажков грандиозный поток танков, орудий, тягачей, бронетранспортёров, мотоциклетных колонн, раций, легковых машин, понтонных частей и обозов.

Каждые пять минут путаницы и задержки на дороге грозили разрастись в настоящее бедствие, которое отозвалось бы на ходе сражения, требующего ежесуточного, ежечасного, равномерного, как дыхание, притока свежих частей, боеприпасов, инженерного оборудования, провианта, громадного разнообразия материалов, нужных войне в самый ответственный её час — в час наступления. Каждые пять минут задержки и путаницы грозили, кроме того, новыми осложнениями в случае, если затор многих машин, отлично наблюдаемый с воздуха, обнаружит авиационная разведка врага. Тогда жди в скором времени налёта бомбардировщиков, и придётся долго растаскивать повреждённые, горящие машины, а сзади неистовым, нетерпеливым ревом моторов будет напирать накопившийся за это время поток новых и новых колонн.

Чтобы этого не случилось, чёрные от пыли и бессонных ночей юбиляры распределили свои силы на много километров, стали на самых сложных участках, разграничили пути движения колёсных и гусеничных машин, следили за каждой машиной в отдельности, ибо виновницей затора сотен и тысяч грузовиков или танков бывает всегда одна какая-нибудь неловкая, не во-время и не туда затесавшаяся, слишком торопливая или слишком медлительная машина. Командирам в течение полутора недель не было времени спать, сержанты и рядовые питались урывками, у начальника всей службы подполковника А.Циргвава от нервного напряжения руки покрылись волдырями, он ходил в бинтах, осунувшийся, с провалившимися щеками, но живой и всюду поспевающий, как всегда, а колонны всё шли и шли, и не было им ни конца, ни краю.

Так и прошёл юбилей, в пыли, на дорогах, на перекрёстках, на переправах, и не было оркестров, только — музыка автомобильных моторов...

Но праздник был самый желаемый, прекрасный праздник, — летнее наступление Красной Армии. Не нужно солдату лучшего праздника. Он все заменит — и пиры, и речи, и поздравления. За всех лучшее слово скажет победа. И она сказала своё слово в день юбилея. Военно-автомобильная дорога №1 как-раз в эти дни встречала третью годовщину своего существования. Создавалась она в самые тяжкие дни начала войны, и создавалась первой среди других военных дорог, на самом важном участке, Москва—Минск. Много горя видела эта дорога, за три года войны и много доблести, по обе стороны от неё шло сражение за Москву, и уже не сотнями, а десятками километров измерялась длина военной дороги в зиму 1941 года, но потом наступило время ответных ударов Красной Армии, длина дороги снова наращивалась, и спустя три года годовщина её рождения совпала с возвращением всей великой дистанции: Москва—Минск.

ВАД №1 была учреждена в разгаре первых дней войны, в момент широко развернувшейся мобилизации и переброски войск. Ещё не было опыта работы военных дорог, в условиях такой войны, как эта война, невиданная в истории человечества. Характер этапной дорожно-комендантской службы только нащупывался. Но армии, войска, тылы, грузы ждать не могли, и приходилось уже в двинувшемся потоке воинских эшелонов учить людей, как нужно организовать прохождение колонн, как составить график их следования, где заправлять горючим сотни автомобилей, где и как дать отдых машинам, и людям, где накормить и согреть проходящие войска и, самое главное, как рассчитать нагрузку на дорогу при всё возрастающей интенсивности движения. А конфигурация фронта всё время менялась. Уже не было в наших руках Смоленска, потом не стало Вязьмы и Гжатска, после ожесточённых танковых боёв, разметавших асфальто-бетонное полотно шоссе железными траками, оставлен был Можайск, сражение придвинулось к Кубинке, а дальше начинались пригороды, дальше — Москва, и лейтенант (ныне капитан) Серебряков со своим бензозаправочным пунктом снабжал машины горючим прямо на линии боя, регулировщики с винтовками и гранатами в руках становились в цепь обороны и дрались, как рядовые бойцы, под огнём эвакуировали склады запасных частей, дорожные механизмы, бочки с горючим.

В те дни страшного напряжения и тревоги военная дорога создала и закалила в бою, в испытаниях своих лучших людей. Лучший регулировщик дороги Ивашков был тогда простым красноармейцем, стоял на посту в самый трудный период боёв у Можайска, а теперь, обогащенный опытом нашего наступления, стал лейтенантом и командует целым взводом регулировщиков. Красноармеец-регулировщик Ключников тянул связь в момент отхода, пережил на дороге все этапы войны и теперь в звании старшего лейтенанта назначен комендантом участка. Красноармеец Гальцев снял на дороге 10.000 немецких мин, спас от гибели сотни машин, открывал путь нашим штурмующим ротам, — ныне он лейтенант и помощник коменданта участка. Военная дорога, дымящаяся разрывами бомб и снарядов и всё же пропускающая вперёд войска и их тысячетонные грузы, — это хорошая школа.

Теперь, когда немцев погнали уже далеко за Минск, когда взяты Барановичи и бои кипят на улицах Вильнюса, можно обнародовать некоторые сведения, характеризующие прежнюю нагрузку дороги. За три года она пропустила несколько миллионов машин, обеспечила ремонтом и технической помощью десятки тысяч автомобилей, — ремонтными летучками руководил вездесущий капитан Ф.Казьмин. За три года дорога перевезла на попутных порожних автомобилях сотни тысяч солдат, приняла на своих пунктах ночлега и обогрева более пяти тысяч офицеров и генералов, обеспечила в пути провиантом более полутораста тысяч бойцов. А сама дорога, полотно, бетон! После разгрома немцев под Москвой перед штурмующими нашими войсками открылась картина чудовищных разрушений, шоссе перестало существовать, каменная толща была разворочена боем до основания. На коротком участке от Кубинки до Можайска дорожники обнаружили больше тысячи воронок от снарядов и бомб, но самый истерзанный кусок дороги открылся дальше, на пути от Можайска к Бородину, где лавина немецких танков напоролась когда-то на доблестных наших танкистов и на этом отрезке шоссе развернулись невиданные по упорству и жестокости схватки.

Всё это пришлось чинить, латать, буквально под колёсами сотен машин,— Красная Армия наступала, и путь для её грузов нужно было расчистить без промедления. Была зима, морозная, снежная, — дорожники с помощью местного населения сняли с полотна около шести миллионов кубометров снега и ледяного покрова, работали днём и ночью, в буранах, в белой мгле, в стуже, леденившей дыхание, но потока машин не задержали. Спустя три года дорожники вспоминают об этом в зное июльского наступления, не под Москвой, не на Смоленщине, — в Белоруссии, за Минском, на пути к западным границам СССР, и лучшую награду себе за былые труды они видят в том, что на четвертом году войны не уменьшился, а неисчислимо возрос грузопоток нашего наступления на великой дороге, там, за памятной со времен Наполеона Березиной.

Как изменилась дорога! Молодые солдаты и офицеры, впервые следующие на фронт, видят перед собой в пути аккуратно расчерченные стрелы и указатели до самой линии боя, и после одного перекрестка чаще всего встречается им стрела, повелевающая, как общий приказ родины и народа: Вильно! Дорога встречает их плакатами, изображающими картины нашей победы, лозунгами штурма, триумфальными арками на пути героев. Дорога принимает их в комфортабельных павильонах отдыха с превосходными спальнями, столовыми, парикмахерскими, с расторопными и учтивыми регулировщиками, которые заранее оповестят офицеров об отправлении очередной машины и количестве свободных мест в ней. Всё это может показаться мелочью в условиях войны, но в действительности такая забота и зрелище благоустроенной, нарядной, тщательно оборудованной дороги производят громадное впечатление на молодых офицеров. В ней они видят один из образцов возросшей зрелости и уверенности нашей наступающей армии. С этим впечатлением они продолжают свой путь к переднему краю, с ним они выходят на линию боя.

Военно-автомобильные дороги первыми среди армейских организаций сумели привлечь к себе на работу женщин. Ещё три года назад на дорожные участки стали приходить бывшие ткачихи, трактористки, колхозницы, их поставили регулировщицами, обучили заправке машин, зачислили на продовольственные пункты, на кухни, в столовые, и девушки, смышленые, исполнительные, сплошь и рядом более точные и придирчивые к себе, чем мужчины, быстро овладели всеми премудростями дорожной службы. Они тоже бывали в бою, они прошли через все испытания и невзгоды войны, их флажки теперь мелькают на всех участках дороги, и этому сигналу повинуются могучие колонны машин и орудий. Красноармеец - диспетчер Клавдия Архарова стала старшим лейтенантом и помощником коменданта участка. Киселева, Зайченок, Ярилова, Василевская — все они отмечены наградами и отличиями.

Военно-автомобильная дорога №1, а за нею созданные позже дороги стали великолепной школой организационного опыта. Из состава ВАД №1 пятнадцать офицеров, показавших свой талант и умение в самую трудную пору войны, назначены теперь начальниками других военно-автомобильных дорог — подполковник Е.Рюмин, инженер-подполковник Н.Яблонский, майор Г.Быстрицкий и их товарищи.

В районе Минска я был на одном из участков дороги, праздновавшей свою трёхлетнюю годовщину. Никогда ещё, может быть, не двигались по этой памятной в истории дороге такие грандиозные массы войск, вооружённых могучей современной техникой, воспламененных идеей штурма, наступления, боя, исходом которого должна быть только победа. Начальник ВАД №1 подполковник А.Циргвава стоял на самом трудном участке, и единственные слова поздравления, обращенные им к чёрным от пыли регулировщикам, прозвучали так:

— В дни нашего юбилея Красная Армия вручила нам лучший подарок — 285 километров дороги, отбитой у немцев за две недели. Принимаем этот подарок?

— Принимаем! — отвечали регулировщики и флажками направляли на запад новые колонны орудий и танков, наращивающих новые и новые километры на отбитый только-что участок военно-автомобильной дороги, которая три года назад заканчивалась под самой Москвой. //Евгений Кригер. БЕЛОРУССИЯ, июль.

☆ ☆ ☆

10.07.44: А.Снечкус: Освобождение Советской Литвы началось || «Правда» №165, 10 июля 1944 года

09.07.44: П.Трояновский: Успешное наступление в Белоруссии ("Красная звезда", СССР)

08.07.44: В.Гроссман: Советская сила ("Красная звезда", СССР)
08.07.44: К.Гофман: Рундштедт — козел отпущения ("Красная звезда", СССР)

07.07.44: Заявление Черчилля о германских самолетах-снарядах ("Красная звезда", СССР)

06.07.44: Н.Баранов: Молодечно ("Известия", СССР)

05.07.44: Н.Новиков: Олонецкие лагери смерти ("Красная звезда", СССР)

04.07.44: А.Платонов: Падение немца ("Красная звезда", СССР)

01.07.44: К.Гофман: Союз банкротов ("Красная звезда", СССР)


Июнь 1944 года:

30.06.44: Дни великих побед || «Красная звезда» №154, 30 июня 1944 года
30.06.44: Г.Рыклин: Немецкие сказки для немецких дураков ("Красная звезда", СССР)
30.06.44: А.Романенко: Горы трупов, колонны пленных ("Известия", СССР)
30.06.44: Братья Тур: К вопросу о старушках ("Известия", СССР)

29.06.44: И.Эренбург: Салют Парижа ("Красная звезда", СССР)

28.06.44: И.Эренбург: Наступление* ("Красная звезда", СССР)

25.06.44: Финским варварам придется отвечать! ("Известия", СССР)
25.06.44: Новые блестящие победы Красной Армии ("Известия", СССР)

24.06.44: Полк гвардии полковника Афанасьева в боях ("Красная звезда", СССР)
24.06.44: И.Хитров: Атака долговременной обороны ("Красная звезда", СССР)

23.06.44: Н.Шванков: Кровавые злодеяния финских извергов ("Красная звезда", СССР)
23.06.44: За полный разгром фашистских захватчиков! ("Красная звезда", СССР)*

22.06.44: И.Эренбург: Три года ("Красная звезда", СССР)
22.06.44: Е.Кригер: Солдаты штурма || «Известия» №147, 22 июня 1944 года

21.06.44: Славная победа советского оружия ("Красная звезда", СССР)

20.06.44: К.Симонов: Прорыв линии Маннергейма ("Красная звезда", СССР)
20.06.44: Крупная победа Красной Армии на Карельском перешейке ("Известия", СССР)

19.06.44: Боевой успех войск Ленинградского фронта || «Правда» №147, 19 июня 1944 года
19.06.44: Вс.Вишневский: Ленинград—Койвисто || «Правда» №147, 19 июня 1944 года

18.06.44: К.Симонов: Лицо врага ("Красная звезда", СССР)
18.06.44: Офицеры-танкисты Александра и Иван Бойко ("Красная звезда", СССР)*

17.06.44: В.Саянов: Сердце солдата ("Известия", СССР)
17.06.44: Т.Тэсс: Маленькие граждане ("Известия", СССР)
17.06.44: И.Эренбург: Кровь и чернила || «Правда» №145, 17 июня 1944 года

16.06.44: К.Симонов: Вторая полоса ("Красная звезда", СССР)
16.06.44: Взаимодействие родов войск при прорыве обороны противника ("Красная звезда", СССР)

15.06.44: Финские палачи в Петрозаводске ("Красная звезда", СССР)

14.06.44: И.Эренбург: Франция в огне ("Красная звезда", СССР)
14.06.44: Учиться на опыте каждого боя ("Красная звезда", СССР)
14.06.44: Герой Советского Союза Роман Смищук ("Красная звезда", СССР)*

13.06.44: Победа Красной Армии на Карельском перешейке ("Красная звезда", СССР)
13.06.44: Смерть немецко-финским захватчикам! ("Известия", СССР)

12.06.44: Боевые действия авиации союзников || «Правда» №141, 12 июня 1944 года

11.06.44: И.Эренбург: Западный ветер ("Красная звезда", СССР)
11.06.44: Н.Денисов: Американские летчики ("Красная звезда", СССР)
11.06.44: Боевое содружество Советского Союза и Соединенных Штатов Америки ("Красная звезда", СССР)
11.06.44: С.Сульцбергер: Рядовой Фриц ("The New York Times", США)

Газета «Известия» №163 (8465), 11 июля 1944 года
Tags: Евгений Кригер, газета «Известия», июль 1944, лето 1944
Subscribe

Posts from This Journal “июль 1944” Tag

  • Немецкий палач в Глубоком…

    Б.Глебов || « Красная звезда» №179, 29 июля 1944 года Войска 1-го Украинского фронта овладели городом и крепостью Перемышль и городом Ярослав.…

  • Радио-жулики

    Р.Моран || « Красная звезда» №180, 30 июля 1944 года Под водительством Сталина Красная Армия идет от победы к победе. Близок час полного…

  • День пяти салютов

    « Красная звезда» №178, 28 июля 1944 года Красная Армия одержала новые блестящие победы. Наши войска освободили от немецких захватчиков города…

  • События в Германии

    « Красная звезда» №175, 25 июля 1944 года Войска 3-го Прибалтийского фронта 23 июля штурмом овладели городом и крупным железнодорожным узлом…

  • Слава советским военным морякам!

    « Красная звезда» №174, 23 июля 1944 года Сегодня День Военно-Морского Флота СССР. Боевой красноармейский привет доблестным советским военным…

  • Советская Прибалтика

    « Красная звезда» №172, 21 июля 1944 года Войска 1-го Белорусского фронта, перейдя в наступление из района Ковель, прорвали сильно укрепленную…

  • Возмездие

    « Красная звезда» №169, 20 июля 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро (1 стр.). Полугодовой рапорт уральцев великому Маршалу…

  • Илья Эренбург. Путь к Германии*

    И.Эренбург || « Красная звезда» №171, 20 июля 1944 года Красная Армия продолжает победоносное наступление. Войска 3-го Прибалтийского фронта,…

  • Смерть гитлеровским палачам и их гнусным пособникам!

    « Правда» №180, 19 июля 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 18 июля (1 стр.). На фронтах отечественной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment